Одесская, 9 625023 Тюмень +7 (3452) 52-18-17 info@niibgd.ru Посмотреть на карте VK Tiktok Taplink
НАДЕЖНЫЙ ПРОВОДНИК В МИРЕ ОХРАНЫ ТРУДА!
Научно-исследовательский институт безопасности жизнедеятельности

О специальной оценке условий труда

14.03.2014

В 2013 году и ранее работодатели проводили аттестацию рабочих мест. Данная обязанность была закреплена за ними в статье 212 ТК РФ.

С начала 2014 года на смену аттестации пришла специальная оценка условий труда. Соответствующие поправки внесены в Трудовой кодекс, где само понятие «аттестация рабочих мест» теперь отсутствует.

Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в недавно принятом Федеральном законе от 28.12.13 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). В нем говорится, что спецоценка — это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах.

Кто должен проводить специальную оценку

Обязанность по проведению и финансированию спецоценки лежит на работодателях. Это следует из статьи 212 ТК РФ (в новой редакции) и из части 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ. Таким образом, специальную оценку должны проводить все без исключения компании, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.

Что касается предпринимателей без наемного персонала, то они не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят. Эта норма закреплена в статье 3 Закона № 426-ФЗ. В этом же законе четко сказано: в отношении условий труда надомников и тех, кто трудится удаленно (дистанционные работники), специальную оценку проводить не нужно.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке

Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке. Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства, и где присутствовали источники опасности.

Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Прежде не было ясности, нужно ли подвергать их аттестации (подробнее об этом см. «Минтруд: организации обязаны проводить аттестацию рабочих мест в офисе»). Но теперь повода для разногласий нет, поскольку никаких исключений для офиса в Законе № 426-ФЗ не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Как начать специальную оценку

Чтобы начать спецоценку условий труда, работодатель должен предпринять следующее: создать комиссию и заключить гражданско-правовой договор со сторонней организацией, которая специализируется на проведении спецоценки.

В комиссию включаются представители работодателя, профсоюзные деятели (если в компании есть первичная профсоюзная организация), а также штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавить комиссию должен представитель работодателя или сам работодатель.

Сторонняя организация, проводящая спецоценку — это юридическое лицо, которое соответствует трем критериям. Во-первых, по уставным документам основным видом деятельности является специальная оценка условий труда. Во-вторых, в штате есть не менее пяти экспертов, получивших сертификаты на выполнение работ по спецоценке. Причем, как минимум один из экспертов должен быть врачом по общей гигиене, либо врачом по гигиене труда или врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям. В-третьих, в организации есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр. Кроме того, выбранная работодателем организация, проводящая спецоценку, должна быть по отношению к нему независимым лицом.

C  05.02.2013 года вступил в силу приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2012 года № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами».

Правила определяют  порядок и условия финансового обеспечения работодателем мероприятий по охране труда за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Это означает, что на мероприятия по охране труда работодатель может израсходовать начисленные в 2014 году  на заработную плату работников страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вместо перечисления их в Фонд социального страхования РФ.

За счет средств Фонда социального страхования РФ предусматривается финансирование следующих мероприятий:

  1. аттестация рабочих мест по условиям труда (специальная оценка условий труда);
  2. нормализация уровней запыленности и загазованности воздуха, шума и вибрации, излучений;
  3. обучение по охране труда отдельных категорий работников;
  4. покупка спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работников;
  5. санаторно-курортное лечение лиц, работающих во вредных условиях;
  6. обязательные периодические медосмотры;
  7. лечебно-профилактическое питание;
  8. приобретение алкотестеров;
  9. приобретение тахографов.

Нововведение ФСС для предприятий малого и среднего бизнеса

Если организация численностью до 100 человек на протяжении трех лет не использовала право на финансирование предупредительных мер и не имеет задолженности перед региональным отделением, то она вправе получить сумму в размере 20% начисленных страховых взносов за эти три года.

Условия получения средств

Отсутствие на момент подачи заявления задолженности по уплате страховых взносов, недоимки, пени и штрафов.

Для получения разрешения на финансирование предупредительных мер работодатель должен обратиться с заявлением и документами, подтверждающими обоснованность проведения запланированных мероприятий, в филиал Государственного учреждения - Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по месту своей регистрации в срок до 1 августа 2014года.

Документы, необходимые для оформления заявки на финансирование предупредительных мер:

  • заявление;
  • план финансирования предупредительных мер;
  • копия плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

ВНИМАНИЕ! Крайний срок подачи документов -  31 ИЮЛЯ!

Учет выделенных средств страхователь ведет самостоятельно и ежеквартально представляет отчет об их использовании.

Формы документов можно  найти  на сайтеГосударственного учреждения — Тюменского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по электронному адресу: www.fsstyumen.ru, раздел «Охрана труда».

Как часто проводить специальную оценку

По общему правилу специальную оценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации.

При этом предусмотрен ряд случаев, когда специальную оценку необходимо проводить вне плана, то есть ранее вышеуказанного срока. Прежде всего, это ввод в эксплуатацию новых рабочих мест. Далее следуют изменение технологического процесса, состава применяемых материалов и прочие нововведения, которые способны повлиять на уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов. Также внеплановая спецоценка обязательна при несчастном случае на производстве или профзаболевании, причиной которых послужили вредные или опасные условия труда. Наконец, поводом для внеплановой спецоценки может послужить предписание инспектора труда или мотивированное предложение выборных органов первичной профсоюзной организации.

Проведение спецоценки и оформление ее результатов

В ходе специальной оценки эксперты сторонней организации исследуют рабочие места на наличие или отсутствие вредных и (или) опасных производственных факторов. Рабочие места, на которых подобные факторы не выявлены, заносятся в декларацию. Эту декларацию нужно представить в трудовую инспекцию. Форма и порядок подачи будет разработан и утвержден специалистами Минтруда.

Рабочие места, на которых выявлены вредные или опасные факторы, подвергаются испытаниям и измерениям. По их итогам каждому рабочему месту присваивается класс условий труда. Всего такие классов четыре: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени.

По окончании проведения спецоценки, комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений. Среди них перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и проч. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должны утвердить специалисты Минтруда России.

Далее работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки необходимо разместить на официальном сайте компании (при его наличии).

Где используются результаты специальной оценки

Результаты спецоценки служат основанием для назначения дополнительных тарифов по взносам в ПФР. Из статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ следует, что в зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8 процентов (см. таблицу).

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Опасный

4

8,0 процента

Вредный

3.4

7,0 процента

 

3.3

6,0 процента

 

3.2

4,0 процента

 

3.1

2,0 процента

Допустимый

2

0,0 процента

Оптимальный

1

0,0 процента

 

А если ни аттестацию, ни оценку компания не провела, то платить дополнительные взносы в 2014 году надо по тарифам 4 и 6 процента.

В числе прочего, результаты спецоценки используются при заполнении формы 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам «на травматизм» нужно установить для того или иного страхователя.

Для получения дополнительной информации свяжитесь с нами по телефону или факсу: (3452) 52-18-17, 41-52-56.

Узнайте подробнее о специальной оценке условий труда.

«Использование средств ФСС на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях Тюменской области»
16 июля 2019 года в г. Тюмени состоялась конференция «Использование средств ФСС на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях Тюменской области»
Расширенное заседание Координационного совета регионального отделения ФСС
25 июня 2019 года в г. Тюмени состоялось расширенное заседание Координационного совета регионального отделения ФСС
Выездное заседание Общественной палаты Тюменской области в городе Заводоуковске
18 июня 2019 года в городе Заводоуковск, состоялось выездное заседание Общественной палаты Тюменской области



Закрыть
Обратная связь
Закрыть
*-поля, обязательные для заполнения
Обратная связь
Закрыть
*-поля, обязательные для заполнения
Обратная связь
Закрыть
*-поля, обязательные для заполнения
Задать вопрос
Закрыть
*-поля, обязательные для заполнения
Заявка на вступление в АСОТ
Закрыть
*-поля, обязательные для заполнения
Наверх!
Перейти в телеграмм-бот?